О наболевшем:
современное искусство
Подготовлено участниками ассоциации студенческого телевидения МАСТ
Лизавета:
- Я не могу больше об этом молчать! Давайте поговорим. Эти вечные споры о современном искусстве не дают покоя.

- Одни говорят, что это продолжение классического искусства, другие - подвергают сомнению саму возможность его существования.
Современные арты для меня, это прежде всего - творчество. Оно неподвластно. На него постоянное нацелен взгляд других, который стремится не столько вызвать тайны, сколько признать их отличие.

- Сейчас художник предстает не как некий персонаж, а как реальный человек с определенными интересами , желаниями и потребностями. Благодаря этому произведения обретают двойную природу: к изначально художественной присоединяется профанная, вызванная наличием создателя. На данном этапе заражается непонимание творческого начала.

ЛУЧШЕ- видео Роберта (начало)
Или
Репортаж (стритт ток) дальше фото с того дня
Лизавета:
- Не стоит притворяться, что ты понимаешь, в чем суть скомканной бумаги, рваной ткани, скелетов детей или кучи носков, разбросанных на полу.
Выбирая между классическим и современным искусством, ты скорее всего остановишься на последнем.

- Современное искусство сейчас напоминает эпидемию. По всему миру проводят выставки, ему посвященные, сотни галерей ежемесячно открывают свои двери для посетителей. Только большая часть публики, смотря на всё происходящее, делает улыбку на лице, стремящуюся уловить хоть толику смысла в этом. По сути, не ясно: влияет ли так на нас приставка "искусство" , или нам просто страшно показаться не знающим перед "соседями" по выставочному залу. Вопрос остаётся открытым.

- Я всё - таки считаю,что тебе не обязательно докапываться до сути искусства. А вот попытаться разобраться, в чем же оно выражается, всё-таки нужно.
Только не надо сразу отправляться на поиски смысл во всем, где он остаётся неясным . Ровно также незачем пытаться преисполнять смыслом какой-либо арт-объект. Ты должен понимать,что современное искусство - это площадка для самовыражения, где каждый может занять своё место под солнцем.
Репортаж эксперимент (картина)

Дарья Усачева
Фотокорреспондент
Дарья:
- Да, ты права. Современное искусство одновременно притягивает и отталкивает. Все потому что оно не имеет общепринятых рамок понимания. Затрагивая эту тему, нередко используется термин "актуальное искусство". К сожалению, в русском языке мы используем всего лишь одно слово "современный". Тем не менее, английский язык подразделяет искусство на "modern" и "contemporary". Они разбивают понятие актуальности на два временных периода: классического модернизма и актуальности современности, не имеющих стиля и нормы. В России отсчет принято начинать с конца XX века. С дальнейшим развитием этого творческого отражения все чаще и чаще начинает всплывать вопрос о том, где же находятся ограничения этого направления и как его понять.

- Дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно. Он по-прежнему остается открытым и несет за собой долгие дискуссии. Каждый художник и артист имеет свое мнение. Для того, чтобы начать в этом разбираться, нужно расслабиться и отойти от общепринятого понимания творчества. Основная идея современного искусства - самореализация и отражение определенной идеи путем создания арт-объекта. Не обязательно чтобы это была осязаемая вещь. Понятие искусства чересчур обширно. Свой замысел автор отражает всевозможными способами. Самое интересное, что реципиент может воспринимать посыл работы по-своему. Зачастую он сильно отличается от авторского. Для реализации своих идей художники выбирают самые разнообразные пути, в том числе и самые сумасшедшие. Каждая работа в сфере современного искусства обязательно выделяется идеей и способом ее реализации.


Ангелина:
- Сейчас так много говорят о современном искусстве. Но, держу пари, большинство даже не знает о направлениях, которые существуют в этом самом искусстве. А их с каждым годом становится всё больше!

Видео виды (техники) современного искусства
Ангелина:
Искусство - самовыражение!

- Все-таки я считаю, что современное искусство - не выдумка и не попытка эпатировать публику. Разве цель творчества заключается не в самовыражении? Да, именно в нем. Это и есть его суть.

- Автор всегда пытается донести до нас определенные мысли или пробудить в нас эмоции. В этом плане современное искусство ничем не уступает классическому. Да, кому-то может нравиться или не нравиться современное виденье творчества, но так было всегда. В свое время у произведений, выходивших из под кисти великого Леонардо да Винчи, тоже были свои сторонники и противники.

- Мне кажется, что сейчас у художников и музыкантов просто стало больше способов выразить себя в произведениях. Так и должно быть!
Время идет, а люди двигаются вперед, изобретая все новые и новые способы творить. Я надеюсь, что вскоре современное искусство перестанет быть для людей какой-то диковинкой. К нему станут относиться также, как к другим видам искусства.

Женя:
It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the material and audience.

«Режь, если хочешь»

Мы заходим в помещение, а на столе перед нами лежат разные предметы: от кухонного ножа до яблока.В недоумении обходим стол, внимательно разглядываем каждый предмет и ждем указаний. «В соседней комнате вас ждет Она.

Вы можете использовать любой предмет, чтобы доставить удовольствие Ей или заставить Ее испытать боль».

Мы сначала радуем Ее «вкусными» приношениями, но, постепенно, осознав безнаказанность физического воздействия, режем, колем… И даже направляем заряженный пистолет Ей в рот. А в ответ – ни писка. «Фантазии!» - скажете вы. Нет, перфоманс!



Да-да, похожую историю мы могли бы наблюдать в 1974 году в Неаполе. Сербская художница Марина Абрамович, которая прославилась на весь мир своими перфомансами, разложила в ходе эксперимента «Ритм 0» 72 предмета на столе и передала власть над собой посетителям галереи Морра. Она взяла всю ответственность за происходящее на себя.

Шесть часов, с 20.00 до 02.00, девушка неподвижно стояла. На ней была табличка с надписью о том, что перформансистка – объект, в отношении которого можно совершать любые действия. Конечно, были предметы, которые не могли доставить боль Марине. Но «градус зла» постепенно рос, и безобидные действия сменились агрессивностью. Кровь девушки пили в прямом значении этого выражения. А когда она, израненная, двинулась к выходу, все виновато опускали глаза или вообще убегали.

После перфоманса Марина вернулась в отель и обнаружила первую седую прядь волос. Этот эксперимент оказался одним из самых тяжёлых и опасных в ее жизни.


Зачем ей все это и в чем смысл эксперимента? Во-первых, Марина Абрамович хотела испытать тело человека, чтобы доказать безграничность его возможностей и огромную силу разума. Во-вторых, ей было важно понять, на что способна публика в условиях неограниченности действий. В-третьих, эксперимент демонстрирует ожесточение человека и выход наружу его животной составляющей.

Сегодня перфоманс «Ритм 0» часто вспоминают в контексте общественных потрясений, связанных с силой толпы.

В 2009 году в Музее современного искусства Нью-Йорка Марина Абрамович повторила перфоманс, но внесла в него изменения. Опыт заставил ее убедиться в том, что можно быть убитым, если дать волю толпе. Девушка не заряжала пистолет и, как и остальные предметы, прикрепила к столу.

Доверять и доверяться или оберегать и защищаться?
Каждый выбирает сам.



Ангелина:
- Мы подошли к обсуждению еще одного спорного вида искусства - граффити. И, пожалуй, пришло время поговорить об этом серьезно, ведь стрит-арт уже давно впитался в наше сознание вперемешку с духом наших родных городов.
Отнести к граффити можно любой рисунок, увиденный вами на стене: начиная от обычной надписи.

- Это визуальное искусство, которое пришло к нам из древних времен.
В начале двадцатого века граффити стали появляться везде: на стенах домов, на заборах, на вагонах метрополитена.
Сегодня же считается, что граффити тесно связано с хип-хоп культурой.
Кажется, его смело можно относить к визитным карточкам городов, наряду с общеизвестными достопримечательностями, которые иногда даже теряются на фоне ярких стен.

Репортаж про граффити
Лизавета:
Лайфхаки как стать художником
- Чтобы стать художником , не обязательно быть шизофреником, как Ван Гог, или гулять с муравьедом на поводке, как Сальвадор Дали. Хватит немного таланта, любви к прекрасному и желания.

Даже если ты умеешь рисовать только абстрактные ракеты, совершенно не похожие на реальность, напоминающие что - то другое.
Не останавливайся. Современное искусство любит риск, порой не обдуманный.


Говорят, что настоящий художник должен знать про все нюансы изобразительного искусства, но это не так. Тут ты волен творить всё,что вздумается
Трудиться, трудиться и еще раз трудиться. Потому что настоящий художник должен стать мастером, а не трясущимся от волнения маляром, который работает по лекалам. Нужно развить свой собственный стиль, выудить из глубин подражательства свою изюминку.
Не прячь от мира свои картины! Если хочешь стать художником, которого будут узнавать – найди способ создать что-то, чего не было раньше, и предложить это миру. Настоящий художник не просто творец и ангел искусства, он еще и поставщик. Даже если ты делаешь это исключительно для себя, будет не лишним похвастаться перед миром своим творчеством.
Многих смущает критика. Боже правый, не позволяй какому-то бесталанному рушить свою самооценку. Ты вложил в картину столько эмоций, времени, сил – и все ради того, чтобы спрятать продукт своего таланта в темном чулане? Извини, но это глупо. Особенно сейчас, во времена социальных медиа. Она не обязана быть шедевром или даже законченной. Можешь просто выкладывать в блог отчет о своей работе над шедевром. Это может показаться незначительным, но чем чаще ты это делаешь, тем проще будет относиться к критике и, самое главное, понять, в каком направлении двигаться.
Только так можно войти в историю!

Репортаж про самородков
Дарья:
- Одни называют их вандалами, другие - художниками. Понятие графической составляющей искусства давно вышло за пределы холста. Люди начали выходить на улицы, чтобы поделиться своими работами с огромной аудиторией. Если сейчас граффити стало привычным для общества, то раньше рисовать на стенах зданий считалось неприемлемым. Тем не менее, многие известные деятели современного искусства не боялись и выходили на улицы.

- Говоря о современном искусстве нельзя не затронуть всемирно известного уличного художника - Banksy. Несмотря на свою популярность, вокруг его биографии ведется множество споров.
- Принято считать, что он начал заниматься граффити в конце 1990х. Со временем его безумные работы становились все масштабнее, а значит скрываться от полиции было все труднее. Тогда Banksy придумал систему нанесения изображений при помощи трафаретов. Позже многие уличные художники 1990х-2000х годов перешли на такую же систему.

- Благодаря безумным задумкам и огромному таланту художник быстро обрел популярность сначала в Англии, а потом и по всему миру. У него появились последователи. Теперь, увидев рисунок или инсталляцию на улице, сложно сказать, действительно ли это работа Banksy, или кто-то копирует его стиль.

- Каждый стрит-арт в исполнении этого художника поражает публику и провоцирует представителей закона. В 2003 году Banksy организовывает собственную выставку, вызывающую всеобщий резонанс. Анонимный художник незаконно организовал массовое мероприятие. Людей было настолько много, что перед входом собирались огромные очереди. В толпе были замечены даже голливудские звезды. При входе людям раздавали карточки с необычным содержанием "В комнате находится слон. Есть проблемы, о которых мы не говорим". Действительно, одной из главных экспозиций выставки стало реальное животное. Зал был сделан под жилую комнату. В центре находился живой слон, полностью загримированный под цвет обоев.
- Естественно, данная выходка художника вызвала возмущение среди зоозащитников. Как утверждает хозяйка слона по кличке Тай, дрессировщица Кэрри Джонсон, краска безвредна для животного. В своих интервью она говорила: "Тай снималась во стольких фильмах, что привыкла к гриму". Стоит отметит, что многие работы были удачно распроданы среди коллекционеров. Со временем их стоимость сильно выросла и обрела большую ценность.

- На данный момент имя Banksy стало синонимом термина "уличное искусство". Его работы находятся по всему миру.

- Не так давно художник поразил общественность своей выходкой на аукционе "Сотбис" в Лондоне. На продажу была выставлена картина "Девочка с шариком". После ее покупки за 1,4 млн. долларов (прим. начальная цена составляла всего 250-400тыс.), картина начала самоуничтожаться. Как оказалось, в раме был установлен шредер, порезавший часть картины на полоски.
"Бэнкси нас сделал. Мы никогда не сталкивались с подобной ситуацией в прошлом. Кажется, нас только что "отбэнксили".
Алекс Бранзик
Директор аукциона
- Девушка, купившая картину позже заявила, что отменять сделку не собирается и оставит картину себе. Ее стоимость увеличилась в несколько раз благодаря концептуальному событию.

- Художник признался, он давно планировал сделать подобную акцию. По задумке картина должна уничтожиться полностью. В самый ответственный момент подвел шредер, именно поэтому половина изображения осталась целой.

- Еще ближе познакомиться с творчеством Banksy можно на многочисленных сайтах, в различных статьях и книгах. Огромную популярность набрал документальный фильм "Выход через сувенирную лавку" (2010г).

- Автором сценария стал сам художник. Картина рассказывает зрителям о начале развития уличного искусства. В нем ведется рассказ не только о Banksy. Здесь показано как создавали свои первые арт-объекты Шепард Фейри, Космический Захватчик и Мистер Мозгоправ. Основной посыл фильма в том, что искусство живет очень короткий период времени. Граффити закрашиваются, инсталляции разбираются на части. Одним из способов сохранения уличного арта стал документальный фильм. Ну как еще передать другому поколению объекты современного искусства?

Репортаж про музеи
Ангелина:
- Уже много лет люди говорят о создании искусственного интеллекта.
В сети появляются многочисленные статьи о достижениях в этой сфере.
Но насколько данная технология применима в современном искусстве?

- Чтобы ответить на этот вопрос, можно пойти в любой музей. Сейчас большинство из них активно используют современные технологии.
Есть даже специальные интерактивные выставки и мультимедиа музеи, в которых электронные картины и голограммы скульптур стали обыденностью. Развитие новых технологий очень помогает в сохранении многовековых шедевров, поддерживая необходимые условия для их хранения.
Вы только представьте: больше не нужно везти произведения через тысячи километров в сопровождении охраны, культурологов и реставраторов. Искусство можно просто проецировать в электронные рамки!

- Лично меня потрясла интерактивная выставка картин Ван Гога, которая проходила пару лет назад. Картины были показаны с поразительной точностью.
Мало того, мы могли по своему желанию менять их размер, если нужно было рассмотреть что-то точнее.

- Сейчас искусственный интеллект достиг таких высот, что может сам писать музыку, рисовать картины и писать романы в стилях известных авторов.

Да, кто-то может сказать, что компьютерный разум скоро вытеснит творчество человека. Но я думаю, что этого не произойдет. Ведь, искусственный интеллект создан для того, чтобы помогать людям. И здорово, что теперь машины принимают участие в таком тонком и эфемерном процессе, как искусство!

Репортаж про тенденции в развитии искусства/новые технологии

Дарья:
- Современные художники находятся по всему миру. Существует огромное количество фестивалей, на которых любители творчества собираются вместе, делятся опытом и представляют свои работы.

- Ежегодно тысячи людей съезжаются в пустыню в Неваде, чтобы стать участниками самой масштабной и необычной выставки современного искусства «Burning Man».

- В 2018 году главной темой стала «Я – робот». Фестиваль стартовал 26 августа и завершился 3 сентября эффектным сжиганием символа «Burning Man» - огромной деревянной фигуры человека. Многие СМИ выдвинули предположения о том, что организаторы фестиваля решили сделать отссылку к фантасту Айзеку Азимову.
(прим. Айзек Азимов – американский писатель-фантаст, автор около 500 книг. Вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном в англо-американской литературе принято относить к «Большой тройке» писателей-фантастов).

- Уникальность мероприятия фестиваля заключается в том, что он проходит посреди пустыни. Добраться до него можно на машине за 3,5 часа от ближайшего крупного города Рино.
(прим. Рино – город на западе штата Невада, США. Население города составляет около 233 294 человек).

- Сам по себе фестиваль представляет макет настоящего города со своей инфраструктурой. По кругу с краю организован огромный палаточный лагерь, а в середине несколько улиц с необычными объектами современного искусства, размещенными лучшими уличными художниками и скульпторами всего мира. «Временный город» имеет название Блэк-Рок сити или город Черной Скалы.

- В связи с тем, что выставка проводится в пустыне, абсолютно все участники должны заранее обзавестись защитными очками и масками, платком для лица и специальными средствами для обеспечения сохранности техники. Ночью организаторы рекомендуют гостям фестиваля ходить с переносными фонарями.

- «Burning Man» пользуется огромной популярностью и продолжает каждый год собирать рекордное количество людей. Билеты начинают продавать онлайн с конца марта. Стоимость начинается от 435 долларов.
(прим. На 13.09.18 на русские рубли сумма составит около 29 567).

Подробнее ознакомиться с фестивалем вы можете на официальном сайте: burningman.org.


Дарья:
- Взаимодействие между художниками по всему миру действительно необходимо. К сожалению, довольно редко известные зарубежные художники приезжают в Россию, чтобы поделиться опытом. Знаковым событием осени 2018 года в мире искусства стал приезд португальца Александра Фарто, известного как VHILS. Он доказал что уличное искусство это не только якрие и пестрые краски. Александр создает необычные арты, используя кислоты, отбеливатели, пневматические сверла, молотки и прочие инструменты. Разрушая слой за слоем, он создает необычные рельефы на стене. За основу своих работ художник берет фотографии, сделанные им или его командой. Тем не менее, для своей работы в России, Александр выбрал Владимира Маяковского.
(Прим. Это уже его вторая картина в России. В 2009 году художник разместил арт на Саввинской Набережной).
Глобальная идея невидимое сделать видимым делает этот проект близким моему сердцу.
VHILS (Александр Фарто)
художник
- Как ранее заявлял Александр, идею для данной работы художник выбрал сам. Необычный рельеф портрета великого писателя вы можете найти на одном из зданий Москвы на территории Хлебзавода №9.

- Впервые известность VHILS пришла после фестиваля «Канны» в Лондоне в 2008 году, где он выставил свою резную работу вместе с творениями Banksy. Издательство «Times» опубликовала фотографии с творчеством Александра на первой странице.

- Такой необычный подход к искусству вызван необычными взглядами Фарто на творчество. Художник считает, что разрушение – это форма строительства. Нередко для создания артов Александр использует взрывчатку. В настоящее время Фарто живет и работает в Лондоне и Лиссабоне. Тем не менее выставки его работ проходят по всему миру. Будем надеяться, что Фарто не ограничится двумя артами в России, и в скором времени в Москве будет организована отдельная выставка.


Лизавета:
- Все пытаются связать понятия этики, морали и современного арта. Но нужно ли это? Ведь искусство не должно следовать законам. Этика и мораль несут пользу, необходимую для жизни человека , в то время как искусство - совсем другая сфера. Оно свободно, и все образы, возникающие в нашей голове, воспринимаются бессознательно. Этические нормы могут присутствовать, когда надо создать сам образец творчества. Здесь каждый сам решает : нужно ли это или нет. В этом главное отличие современности.

Этика и современное искусство
Лизавета:
- Да, порой сложно понять современное искусство, нежели классическое.
Так как оно требует не услышать рассказ, а принять напряженное молчание. Именно в этом онемение скрывается красота и ужас положения современного человека, оставшегося без духовных оснований, без абсолюта.

- Главной обязанностью зрителя становится сама готовность к контакту. Творение другого никогда не сможет быть полностью осмысленно. Но отвергать его не стоит, так как человека отличает именно способность к пониманию, к изменению самого себя в контакта. Необходимо учиться интерпретировать, а не ограничиваться конструированием выводов о личности автора. Что, безусловно, трудно, но способно открыть новые границы понимания.

- Современное искусство — это поле, в котором происходит диалог между художниками — носителями идей, теми, кто, проводит их в жизнь, и зрителями. Не важно, на каком языке, главное, чтобы все имели возможность свободно говорить и слушать, сохраняя обоюдное уважение. Это искусство имеет отпечаток действительности, который заставляет человека обращаться к познанию идеалов, оно затрагивает чувства и мысли людей, заставляет думать, развивает интеллект.

- Во многом именно система искусства говорит о состоятельности общества. Мы все больше уходим от ориентации на одни лишь материальные ценности. И здесь искусство дает возможность двигаться в сторону тонкого, нематериального, духовного — с тем, чтобы лучше узнать себя и мир, в котором мы живем.

Наша редакция:
Материал был подготовлен специально
для XI недели образовательных интенсивов медийщиков МАСТ
Eлизавета Близнюкова
главный редактор
Студентка первого курса направления Реклама и связи с общественностью Самарского университета
Дарья Усачева
редактор / фотограф
Студентка первого курса факультета журналистики ИЖКиМ МПГУ
Ангелина Сурус
редактор
Студентка второго курса Института Фармации ПМГМУ им. И.М.Сеченова (Сеченовский университет)