Здравствуй, странник! Случай привел тебя в волшебный мир киберспортивного ликбеза. У меня для тебя плохие вести: выбраться отсюда ты сможешь, только сыграв в мою игру. А еще ты узнаешь, как устроен мир киберспорта.
Думаешь, что киберспорт — это побег от реальности или забава для школьников? Не спеши с выводами. Лучше пройди игру и измени свое мнение.
Сегодня ты играешь за киберспортсмена по имени kiber drug. Твоя задача — дойти до финиша. Для этого дочитай текст до конца и прокачай свои знания в кибериндустрии.
Но сначала я немного расскажу тебе о мире, в который ты попал.
Киберспорт
Командное или индивидуальное соревнование по прохождению видеоигр. В нём важна скорость прохождения игры, быстрота реакции и соревновательность в целом, именно поэтому он считается спортом.
Киберспортсмен
Компьютерный игрок, зарабатывающий на соревнованиях по видеоиграм в прямом смысле играючи. Но играючи не значит легко: профессионалы тренируются по 6-8 часов в сутки, а то и больше.
Кибертурнир
Соревнование киберспортсменов. Кибертурниры проходят онлайн и оффлайн — и даже последние собирают десятки тысяч зрителей.
Тебе предстоит пройти несколько уровней, на каждом из которых тебя ждут новые знания — и призовые монеты. Собери их все, а в конце реши сам, что такое киберспорт.


И пройди эту миссию с достоинством, странник.
1 уровень
«Древо предков»
От игры до спорта не один шаг
Когда зародился киберспорт? Тогда ли, когда прошел первый чемпионат? Или когда появилась первая компьютерная игра с соревновательными элементами? А может, он появился, когда два друга в попытке выяснить, кто круче, поочерёдно кидали монетки в одни из покоривших мир японских игровых автоматов?

Точку отсчета найти непросто. Но событий, которые изменили лицо киберспортивной индустрии, из истории не выкинешь.
Американская компания Atari выпускает игру Pong — настольный теннис для 2 игроков в форме громоздкого игрового автомата. Он стал первой коммерчески успешной видеоигрой. Покупка Pong окупалась за месяц (спойлер: это быстро, даже слишком).
В Массачусетском технологическом институте (США) создается Space war — первая компьютерная игра. В ней два космических корабля стреляют друг друга на фоне звёздного неба.
Создана Twin Galaxies — организация по учёту рекордов киберспортсменов. Сейчас она подтверждает кибердостижения для Книги рекордов Гиннеса.
1962
1981
Та же id Software презентует игру Quake: в ней тоже нужно бегать и стрелять. Через месяц id Software на фоне геймерского сумасшествия по Quake проводит турнир QuakeCon, ставший ежегодным.
1996
Cyberathlete Professional League, профессиональная лига по киберспорту, проводит первый в мире независимый кибертурнир.
1997
Компания id Software выпускает игру DOOM. В ней соревновательный элемент выходит на первый план: появляются дуэли по сети и возможность играть от лица персонажа-стрелка.
1993
1972
1996
В Россию (ave железный занавес) игры из-за рубежа пришли позже, и отечественные киберспортсмены поначалу не поспевали за иностранными коллегами. Однако сейчас российские киберспортивные команды — одни из самых титулованных в мире.
2 уровень
«Заброс на базу»
Ты справился с первым заданием, странник! Ты уже узнал, как киберспортиавная лихорадка захватывала мир. Теперь разберись, какие страны пали под её натиском первыми.

3 уровень
«Встреча с боссом»

Хочешь узнать, сколько тайн хранит в себе кибермир?
Приглашаю тебя познакомиться с ними. Все секреты виртуальной вселенной раскроет тебе её давний обитатель Александр Горбаченко — президент Федерации компьютерного спорта города Москвы.
Компьютерные игры — это инструмент не только для развития человека, но и для молодежной политики. Это то, что консолидирует, объединяет аудиторию.
Александр Горбаченко
Президент Федерации компьютерного спорта города Москвы
Если не погружаться вглубь игрового мира, то понятно, почему некоторые относятся к киберспорту с недоверием.

Совсем другое дело — люди, которые хотят стать чемпионами. Им важен тренировочный процесс и определённые требования к себе и команде с точки зрения психофизииологии. Если человек в этом плане слаб, то к середине кибертурнира он устанет и подведёт команду. Он не сможет держать концентрацию и выдать максимальный результат.

Именно поэтому надо следить за здоровьем и режимом дня.
4 уровень
«Лагерь союзников»
Также известен как: SIXSIXSIX, Ramzes, Ramzes666
Роман Кушнарёв
Тиммейты мечты
Те, кого ты точно захочешь к себе в команду
Возраст: 21 лет
Профессиональный игрок в Dota 2.
Компания/организация: Evil Geniuses
Роман — первый российский киберспортсмен, ставший амбассадором бренда Head & Shoulders.
Он также первый игрок на постсоветском пространстве, набравший в Dota 10 тысяч очков.
Играть в эту игру Ramzes начал ещё в школе. А свой первый гонорар в 1000 рублей он получил за местные турниры в клубе Новокузнецка.
$ 1 052 560
403 победы (66.17%)
Александр Костылев
Возраст: 22 года
Игры: CS:GO
Компания/организация: Na'Vi
В 2018 году Александр стал самым сильным в мире игроком в CS:GO по версии HLTV.org — одного из ведущих сайтов, посвящённых тематике Counter-Strike.
Его сотрудничество с Na'Vi успешно продолжается с 2016 года и по настоящее время.



$ 486 230
379 победы (54.69%)
Также известен как: S1mple
Даниил Тесленко
Возраст: 31 год
Игры: CS:GO
Компания/организация: Na'Vi (до 2019 года)

Капитан команды Na'Vi. Выиграл чемпионат мира по CS:GO 5 раз. С гордым званием пятикратного чемпиона он и ушел с киберспортивной арены в 2019 году.




$ 594 959
518 победы (60.51%)
Также известен как: Zeus
5 уровень
«Честный судья»
Поздравляю, ты обнаружил самое редкое создание в нашей кибервселенной! Без него в нашем мире было бы много беспорядков. Познакомься с Андреем Чирковым — врио главы судейской коллегии Москвы по киберспорту.

С чего начался твой путь в киберспорте?
Андрей:
В школе я понял, что в Москве мало турниров, все они плохие. Поэтому мы с одноклассником в 2016 году провели турнир среди школ на 83 команды. Потом я понял, что пути назад уже нет.
Что для тебя киберспорт?
Андрей:
Я занимаюсь тем, что люблю, – так я реализовываю себя и помогаю окружающим. Например, ребята в Москве хотят провести кибертурнир; я могу организовать или отсудить его – это будет приятно и мне, и им. Но не секрет, что и заработать тут можно неплохо.
Зачем люди смотрят кибертурниры?
Андрей:
Каждый геймер хочет посмотреть на профессионалов. А где, как не на турнире, ты понаблюдаешь за суперигроком? Кибертурнир — это эмоции: в нём столько же драмы, сколько и в самом тяжёлом матче лиги чемпионов. Людям же нужны хлеб и зрелища.
Почему киберспорт так популярен среди молодежи?
Андрей:
В современном мире он доступен для всех. Тебе нужен только компьютер/телефон и интернет. В киберспорте все равны, в нём важны только навыки и упорство.
Какие необычные ситуации происходят на турнирах?
Андрей:
Турнир — место столкновения разных мнений, здесь все происходит на эмоциях. От ругани и угроз расправой до драк - бывает всякое.
Что бы ты рассказал о киберспорте нубу?
Андрей:
Для начала я бы его показал. Чтобы человек почувствовал, каково это, ощутил этот адреналин и эмоции.
6 уровень
«Сундук с сокровищами»
Пора приступать к добыче золота, ведь без него ты застрянешь в моем мире навсегда. Пополни запасы монет и узнай о деньгах в киберспорте.

Немного фактов для наглядности:
— на чемпионате The International 2019 по Dota 2 разыграли $34 млн. Для сравнения призовой фонд суперфинала в волейбольной лиге чемпионов составил $1,3 млн.
— на первом чемпионате по игре Fortnite в 2019 году бюджет финала составил более $30 млн
— в 2018 году мировой рынок киберспорта составил $775 млн.
— самые крупные выигрыши в СНГ — у команды Virtus.Pro в Dota 2 ($1 193 884 в 2015 году) и у украинской Natus Vincere (ровно $1 млн в 2011 году).
На чём зарабатывают киберспортсмены:
1. Выигрыши на турнирах: 70% часть призовых получают именно игроки.
2. Продажа атрибутики. Всё как в футболе: фанаты киберспортивных команд покупают товары с их символикой, а проценты с продаж летят игрокам.
3. Доходы от соревнований по франшизе. Киберспортивные команды тратятся на зарплаты игрокам и инфраструктуру: игровые дома, тренеров, психологов, страховки и т.д. Решение — переход на франшизную систему: команды платят за вступление в лигу, а потом делят с ней доход.
4. Спортклубы. Многие футбольные клубы (например, турецкие «Бешикташ» и «Фенербахче») покупают киберспортивные команды, чтобы привлечь новых фанатов к футболу. Такой взаимопиар выгоден и киберспортсменам.


Согласно данным PwC (PricewaterhouseCoopers) за 2019 год, киберспорт вошел в топ-3 перспективных направлений развлекательной индустрии. А значит, в нём крутятся большие деньги.
Играющие миллионы
С зарплатами кибертспортсменов всё ясно. Но почему зрители чемпионатов готовы платить за то, чтобы смотреть, как играют другие?

Мы спросили об этом Вячеслава Уточкина, директора образовательных программ по игровой индустрии Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ.

«С одной стороны, смотреть киберчемпионаты и болеть за свою команду — это зрелищно и интересно. С другой — это обучает. Я не смотрю футбольный матч, чтобы научиться лучше играть в футбол, но при этом я с удовольствием смотрю киберспортивный чемпионат по League of Legends для того, чтобы самому лучше играть в League of Legends. А играть в неё я люблю».
Финал
О-о-о-о-о, не каждый добирается до финала игры. Здесь тебе придется решить для себя, что же такое киберспорт. В помощь тебе — мнения жителей моего кибермира.
Игры — новый вид искусства. Раньше люди отвлекались от проблем, погружаясь в картины, литературу, кино. Но в них ты был сторонним наблюдателем. А в играх ты можешь управлять тем, что происходит.
Вячеслав Уточкин
Директор образовательных программ по игровой индустрии ВШБИ НИУ ВШЭ
Киберспорт — система подготовки, режим и ответственностное отношение к делу.
Стоит помнить, не компьютерные игры управляют нашим временем, а мы сами.
Александр Горбаченко
Президент Федерации компьютерного спорта города Москвы
В сети все равны. Сейчас любому легко попасть в киберспорт: много должностей, хорошие деньги, много путей самореализации. И всё, что нужно, — компьютер и интернет. А в 21 веке у всех это есть.
Андрей Чирков
Врио главы судейской коллегии Москвы по киберспорту
Ты удивил меня, странник! Поздравляю, ты прокачал kiber drug'а по максимуму. Надеюсь, ты понял, что киберспорт куда более сложен и интересен, чем кажется на первый взгляд. Забирай своё золото и иди с миром.

Немного жаль отпускать тебя из виртуальной реальности. Чтобы ты не скучал без новых миссий, хватай бонусы. Коротай с ними серые будни, странник.

Но твой drug всегда будет рядом.
Первому игроку приготовиться

США, Индия, 2018

Кинопоиск: 7.4

В 2045 году мир находится на грани коллапса. Люди ищут спасения в игре OASIS — огромной вселенной виртуальной реальности. Ее гениальный и эксцентричный создатель объявляет, что все его состояние получит игрок, первым обнаруживший цифровое «пасхальное яйцо», спрятанное на просторах OASISа. Простой парень Уэйд Уоттс решает принять участие во всеобщей гонке за судьбоносной пасхалкой.

Авалон

Япония, Польша, 2001

Кинопоиск: 6.2

В отдалённом будущем человечество осваивает виртуальный мир компьютерной игры «Авалон». Лишь немногим удается достичь в игре финального уровня, а те, кто возвращается с него, впадают в коматозное состояние. Чтобы спасти своего возлюбленного от подобной участи, главная героиня решает сама принять участие в игре.

На игре

Россия, 2009-2012

Кинопоиск: 6.1

После оглушительной победы на турнире по киберспорту команде геймеров вручают диски с только что разработанной игрой. Запуск игры переводит их игровые способности в реальные. Теперь и в жизни они лучшие бойцы, стрелки и гонщики.

Бонусы: Кибер в кино